Туризм станет привилегией богатых


Как только наши туристы научились бюджетно путешествовать по миру, «дешевые» страны подготовили им неприятный сюрприз. Оказывается, большинство направлений вовсе не рады всем гостям без разбора, а хотят видеть у себя исключительно толстосумов.
Первым честно и без обиняков о такой политике заявил Таиланд. Если раньше туда добирались богатые европейцы и состоятельные россияне, то сейчас турфирмам удалось превратить Паттайю, Пхукет и прочие курорты в места недорогого массового отдыха. Туроператоры справедливо рассудили, что, если поднимать чартеры из Урала и Сибири, дорога обойдется дешевле, поэтому ныне пляжи переполнены небогатыми жителями российских регионов. Несмотря на миллионы гостей, доходы в казну азиатского государства особо не увеличиваются, что, конечно, не может радовать его руководство. По мнению премьер-министра Таиланда Абхисита Ветчачивы, туризм может и должен приносить больше доходов, и сделать это удастся, если развивать в основном качественные, а, соответственно, более дорогие услуги.


Впрочем, подобная тенденция прослеживается уже давно, просто далеко не все готовы заявить о ней так открыто. Например, в отличие от Таиланда, во Вьетнаме некоторое время назад чувствовалась нехватка отелей. Во что же вложили деньги инвесторы? Вовсе не в бюджетные мини-гостиницы, а в дорогие пятизвездочные отельные комплексы L'Anmien Mui Ne Resort and Spa, Sheraton Nha Trang Hotel & Spa, Pullman Sapa Resort, Pullman Vung Tau.
Парадоксально, но грязь и антисанитария, царящие в Индии - это и минус, и плюс для местной туриндустрии. В головах многих европейских путешественников утвердилось представление, что на Индостане можно жить лишь в роскошных пятизвездочных гостиницах, питаться исключительно в дорогих ресторанах и путешествовать на поездах класса «люкс» - только это гарантирует безопасность и приемлемые гигиенические условия. А индийский турбизнес, конечно, рад предоставить отели по цене от 400 евро в сутки и железнодорожные составы, провести день в которых стоит примерно 1000 евро (это при том, что хорошая гостиница в Дели обойдется в 40-50 евро, а в провинции и того меньше). Неудивительно, что в последние годы ведущие бренды активно осваивают территорию полуострова: недавно открылся шикарный Sheraton Udaipur Palace Resort & Spa, компания Marriott International, владеющая сейчас 11 отелями в Индии, в ближайшие 5 лет планирует увеличить их количество в 9 раз, совсем скоро откроются 13 отелей люксового гостиничного бренда Vivanta.

Даже Лаос, у которого из-за отсутствия выхода к морю гораздо меньше шансов привлечь европейских и американских отпускников, собирается строить роскошный курорт на островах на реке Меконг.
Сменить имидж непросто, но некоторым странам это удалось. Например, Мальдивы изначально мало чем отличались от Таиланда, однако острова взяли курс на развитие элитного отдыха, и потому у путешественника с небольшим доходом не возникнет даже мысли о том, что ему когда-либо удастся посетить эту страну.
Не хочет видеть у себя бедных туристов и Бутан. По этому государству путешественники могут передвигаться лишь в составе организованных групп, а уж туркомпании позаботятся, чтобы каждый из гостей оставил в Бутане не меньше 200 евро в день (хотя в том же Таиланде или Индии средние расходы экономного путешественника за питание и проживание в приличном месте составляют менее 50 евро в день).

Неприятная для любителей халявы тенденция распространяется и на ближние к Европе курорты. Так, хоть турецкие власти и утверждают, что цены на отели не изменятся и они до сих пор рады путешественникам из России, давно идет разговор о том, что нужно полностью отказаться от гостиниц all-inclusive, пусть это и отпугнет какую-то часть туристов. Турки сейчас стремятся активно продвигать на нашем рынке не только бывшую когда-то дешевой Анталию, но и респектабельные регионы, такие, как Анатолия, где можно и лежать на пляже, и пройти курс спа-процедур в оздоровительном центре класса «люкс», и заняться модными винд- или кайтсерфингом. Увидев, что коллегам удается зарабатывать больше, отельеры Анталии тоже стали вкладывать деньги в рекламу не столько дешевого, сколько качественного отдыха.
Не отстают от турок и греки. Поначалу они завидовали популярности соседей и пытались просто обратить на себя внимание россиян. Теперь же эта бедная страна, где работать-то, по правде говоря, не любят, а потому уровень сервиса в большинстве мест остается невысоким, пытается создать себе имидж райского места для тех, кто может позволить себе дорогой, элитный отдых - настоящей мекки для миллиардеров. Поэтому новые отели - это сплошь роскошные комплексы с индивидуальными двух- и трехэтажными виллами, частными бассейнами и приватными участками пляжа, куда небогатого туриста близко не подпустят.

Если так и дальше пойдет, скоро путешествия за границу станут уделом состоятельных туристов. Впрочем, на родине нам расслабиться тоже не удастся: российские отели никогда не отличались низкими ценами. Видимо, единственным вариантом отпуска для большинства наших граждан в ближайшие годы опять станет отдых на даче.